Journals →  Черные металлы →  2025 →  #4 →  Back

Подготовка специалистов и кадровая политика
ArticleName Стартапы – технология проектного обучения при подготовке бакалавров-металлургов
DOI 10.17580/chm.2025.04.13
ArticleAuthor Т. Р. Гильманшина, И. В. Дубова, Н. А. Бахова, Т. В. Твердохлебова
ArticleAuthorData

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Т. Р. Гильманшина, зав. кафедрой техносферной безопасности горного и металлургического производств, канд. техн. наук, доцент, эл. почта: gtr1977@mail.ru
И. В. Дубова, доцент кафедры фундаментального естественнонаучного образования, канд. техн. наук, доцент
Н. А. Бахова, руководитель Центра научно-исследовательской деятельности
Т. В. Твердохлебова, доцент кафедры бизнес-информатики и моделирования бизнес-процессов, канд. экон. наук, доцент

Abstract

В современных реалиях критически важно создание условий для подготовки инженеров нового типа — интеллектуально развитых, обладающих инновационным потенциалом, мобильных и способных принимать решения и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровой экономики. Представлен анализ опыта реализации выпускной квалификационной работы в формате стартапа по направлению «Металлургия». Реализация проекта «Диплом как стартап» возможна только через привлечение студентов к работе в реальных металлургических проектах, дополненных проектными технологиями, реализуемыми через некоторые дисциплины учебного плана. К числу таких дисциплин можно отнести «Управление проектами», которая содержательно определяет когнитивную составляющую работы в проектах и включает принципы управления проектами, методы оценки эффективности проекта, финансовую оценку, управление рисками, а также изучение основных проблем, препятствующих успешному управлению проектами и пути их разрешения. По результатам проделанной работы можно сделать выводы, что студенты-бакалавры, обучающиеся по направлению «Металлургия», имеют представление о возможности защиты выпускной квалификационной работы в формате стартапа. Поскольку информация о специфике защиты в виде стартапа недостаточна, желающих выполнить эту работу менее 5 %. В связи с тем, что большое число студентов показало неуверенность в способности заниматься предпринимательской деятельностью через стартап, желательно в учебный план вводить дисциплины, связанные с развитием предпринимательских компетенций в рамках факультативов. В Институте цветных металлов Сибирского федерального университета в 2023–2024 гг. защищены 2 технологических стартапа, анализ которых показал, что ключевыми моментами успеха стартапа являются выявление перспективной идеи, направленной на решение реальной проблемы предприятия, и заинтересованность реализации этой идеи не только вуза, но и металлургического предприятия.

keywords Стартап, металлургия, выпускная квалификационная работа, предпринимательские компетенции, студент, проект, университет
References

1. Solodikhina А., Solodikhina М. Developing an innovator’s thinking in engineering education // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 27. P. 2569–2584.
2. Kozlinska I., Rebmann A., Mets T. Entrepreneurial competencies and employment status of business graduates: the role of experiential entrepreneurship pedagogy // Journal of Small Business & Entrepreneurship. 2023. Vol. 35, Iss. 5. P. 724–761.
3. Fiet J. O. The pedagogical side of entrepreneurship theory // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 16. P. 101–117.
4. Sieger P., Fueglistaller U., Zellweger T. Student entrepreneurship across the globe: A look at intentions and activities. — St. Gallen : Swiss Research Institute of Small Business and Entrepreneurship at the University of St. Gallen (KMU-HSG). — 64 р.
5. Правительство Российской Федерации. Программы. Цифровая экономика Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
6. Константинов И. Б., Константинова Е. П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития российской экономики // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 5. С. 12–22.
7. Великая О. А. Инновационная политика металлургических предприятий и их устойчивое развитие в промышленном секторе // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 41(3). С. 94–100.
8. Dubova I. V., Sanacheva G. S., Gilmanshina T. R. et al. Integration of sustainability in metallurgical education: analysis of educational practices CDIO // Journal of Physics: Conference Series. Vol. 1691. — Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. 12212.
9. Дубова И. В., Саначева Г. С., Осипова С. И. Роль взаимодействия ВУЗ – производство в организации проектного обучения при подготовке инженеров // Черные металлы. 2019. № 8. С. 72–77.
10. Гильманшина Т. Р., Дубова И. В., Саначева Г. С., Васюнина Н. В. Роль дисциплины «Управление проектами» в проектном обучении при подготовке бакалавров-металлургов в идеологии CDIO // Черные
металлы. 2020. № 11. С. 75–80.
11. Ткаченко А. О. Стартап как диплом: возможности реализации в экономическом направлении // Актуальные вопросы образования. 2023. № 3. С. 221–225.
12. Кирьякова А. В., Спешилова Н. В., Гореликова-Китаева О. Г. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа // Вестник Оренбургского государственного уни-
верситета. 2021. № 1(229). С. 47–55.
13. Кузюкова А. В. Стартапы как инновационная технология подготовки будущих инженеров в современном техническом вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 1. С. 123–128.
14. Гильманшина Т. Р., Богданова Т. А., Ягодин Д. И., Дубова И. В. Разделительные покрытия на основе красного шлама для литейных стальных форм // Черные металлы. 2024. № 2. С. 22–26.

Language of full-text russian
Full content Buy
Back