ArticleName |
Исследование формирования
служебных свойств деталей, изготовленных из поковок микролегированных сталей после
контролируемого охлаждения с температур штамповки |
ArticleAuthorData |
Набережночелнинский институт (филиал Казанского государсвенного университета), Набережные Челны, Россия:
В. Г. Шибаков, заведующий кафедрой машиностроения, докт. техн. наук, эл. почта: vladshib50@gmail.com Д. Л. Панкратов, директор высшей инженерной школы, докт. техн. наук, эл. почта: pankratovdl@gmail.com А. М. Валиев, доцент кафедры машиностроения, канд. техн. наук, эл. почта: cct-ineka@yandex.ru Р. В. Шибаков, доцент кафедры машиностроения, канд. техн. наук |
Abstract |
Применение микролегированных дисперсионно-твердеющих сталей позволяет не только экономить дорогостоящие легирующие элементы, но и энергоносители вследствие возможности использования контролируемого охлаждения стальных полуфабрикатов непосредственно после горячего формообразования. Целью работы является определение рациональных режимов контролируемого охлаждения поковок из дисперсионно-твердеющих сталей, обеспечивающих требуемые стандартом свойства и микроструктуру. Для этого проведено имитационное моделирование охлаждения поковок шатуна двигателя автомобиля КАМАЗ с температур конца штамповки в различных средах (сжатый воздух, водовоздушная смесь, вода, масло), что позволило определить соотношение воды и воздуха в водо-воздушной среде и режимы ее подачи, обеспечивающие охлаждение поковок со скоростями выше критической, т. е. без образования ферритной сетки по границам зерен при распаде аустенита. Впоследствии эти режимы были воспроизведены в лабораторных и опытно-промышленных условиях с определением механических свойств и микроструктуры стали поковок шатуна. Для стали 38MnVS6 установлено, что при использовании контролируемого охлаждения с температур конца штамповки не ниже 950 °C и скорости охлаждения не ниже 10 °C/с свойства и микроструктура поковок удовлетворяют требованиям стандарта на шатуны. Это позволяет отказаться от предусмотренной производственной технологией энергоемкой термообработки (термоулучшения) поковок. |
References |
1. Эфрон Л. И., Морозов Ю. Д. Исследование влияния режимов контролируемой прокатки на микроструктуру и свойства микролегированных сталей // Металлург. 2018. № 1. С. 69–74. 2. Губанов С. А, Чикишев Д. Н. Контролируемая прокатка и ускоренное контролируемое охлаждение на толстолистовом стане для производства трубных сталей // Моделирование и развитие процессов ОМД. 2014. № 20. С. 207–215. 3. Pater Z., Tomczak J., Bulzak T., Cyganek Z., Andrietti S. et al. An innovative method for producing balls from scrap rail heads // The International Journal of Advanced Manufacturing Technology. 2018. Vol. 97. No. 1–4. P. 893–901. DOI: 10.1007/s00170-018-2007-9. 4. Chen L., Bi K. Study on simulation experiment with universal pass rolling deformation for heavy rail // Advanced Materials Research. 2012. Vol. 430–432. P. 525–529. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.430-432.525. 5. Hohenwarter A., Pippan R. Fracture of ECAP-deformed iron and the role of extrinsic toughening mechanism // Acta Materialia. 2013. Vol. 61. No. 8. P. 2973–2983. DOI: 10.1016/j.actamat.2013.01.057. 6. Горелик С. С., Добаткин С. В., Капуткина Л. М. Рекристаллизация металлов и сплавов. — М. : МИСиС, 2005. — 432 с. 7. Алексеева Е. Л., Ермаков Б. С., Полихандаров Е. Л. Влияние термической обработки на прочностные свойства дисперсионно-твердеющего сплава ЭП 718 // Известия вузов. Цветная металлургия. 2021. Т. 27. № 6. С. 31–39. 8. Астащенко В. И., Шибаков В. Г. Технологические методы управления структурообразованием стали при производстве деталей машин. — М. : Асаdemia, 2006. — 328 с. 9. Шибаков В. Г., Астащенко В. И., Соловейчик С. С. и др. Наследственность макро- и микростроения в стальных заготовках деталей машин. Международный научный сборник «Оборудование и технология термической обработки металлов и сплавов». — Харьков : ХФТИ, 2007. С. 117–122. 10. Хайстеркамп Ф., Хулка К., Матросов Ю. И., Морозов Ю. Д., Эфрон Л. И. и др. Ниобийсодержащие низколегированные стали. — М. : Интермет инжиниринг, 1999. — 94 с. 11. Zhang Q., Zhang B., Li R., Ma L. Advances in theory and technology for microscopic surface quality control of steel strip // Journal of Mechanical Engineering. 2016. Vol. 52, Iss. 10. P. 32–45. 12. Witold W. Aussteniete transformation kinetics of ferrous alloys. — Grunwich : Climax Molibdenium Company, 2015. — 84 p. 13. Уманский А. А., Дорофеев В. В., Думова Л. В. Разработка теоретических основ энергоэффективного производства железнодорожных рельсов с повышенными эксплуатационными свойствами // Известия вузов. Черная металлургия. 2020. Т. 63. № 5. С. 318–326. 14. Уманский А. А., Головатенко А. В., Темлянцев М. В., Дорофеев В. В. Экспериментальные исследования пластичности и сопротивления деформации хромистых рельсовых сталей // Черные металлы. 2019. № 6. С. 24–28. 15. Шибаков В. Г., Панкратов Д. Л., Шибаков Р. В., Низамов. Р. С. Особенности формирования служебных свойств зубчатых передач, получаемых прецизионной штамповкой // Черные металлы. 2020. № 7. С. 40–45. 16. ГОСТ Р 53813–2010. Двигатели автомобильные. Шатуны. Технические требования и методы испытаний. — Введ. 15.09.2010. — М. : Издательство стандартов, 2010. 17. DIN EN 10267–1998. Стали ферритно-перлитные дисперсионно-твердеющие от температуры нагрева под горячую отработку. — Введ. 01.02.1998. — М. : Издательство стандартов, 1998. 18. ГОСТ 18895–97. Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа. — Введ. 01.01.1998. — М. : Издательство стандартов, 1997. 19. ТУ 2149-097-10968286–99. Солевая смесь для термообработки БМФ. Технические условия. — Введ. 30.12.1999. — М. : Издательство стандартов, 1999. 20. ГОСТ 9012–59. Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю. — Введ. 01.01.1960. — М. : Издательство стандартов, 2007. 21. ГОСТ 1497–84. Металлы. Методы испытаний на растяжение. — Введ. 01.01.1986. — М. : Издательство стандартов, 1984. 22. ГОСТ 9454–78. Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах. — Введ. 01.01.1979. — М. : Издательство стандартов, 1978. |