Journals →  Цветные металлы →  2020 →  #3 →  Back

Экономика и управление производством
ArticleName Интеграция цифровых технологий в горно-металлургической промышленности
DOI 10.17580/tsm.2020.03.01
ArticleAuthor Саркисов С. С., Ломоносова Н. В., Золкина А. В., Саркисов Т. С.
ArticleAuthorData

НИТУ «МИСиС», Москва, Россия:

С. С. Саркисов, ст. преподаватель кафедры физики, канд. техн. наук, эл. почта: sarkfoil@yandex.ru
Н. В. Ломоносова, зам. начальника отдела образовательных информационных технологий, доцент каф. экономики, канд. пед. наук
А. В. Золкина, начальник отдела образовательных информационных технологий, ст. преподаватель каф. промышленного менеджмента
Т. С. Саркисов, аспирант кафедры обработки металлов давлением

Abstract

В связи с глобальным развитием цифровой экономики во всех сферах деятельности, в том числе и с внедрением цифровых технологий различного уровня в промышленность, становится крайне актуальным вопрос формирования соответствующих новых управленческих компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда, в образовательных организациях и при переподготовке действующих кадров. Значимость данного вопроса объясняется глобальной тенденцией к цифро визации промышленности, влекущей за собой повышение структурной безработицы. Целью данного исследования является разработка новых подходов к формированию цифровых управленческих компетенций для специалистов горно-металлургической промышленности, позволяющих нейтрализовать негативный эффект трансформации рынка труда. В статье выполнен обзор проблемы уровня компетентности кадров для цифровой экономики, предпринята попытка разработки оптимальной программы обучения для специалистов, студентов и слушателей, получающих образование в горно-металлургической сфере, которая способна сочетать в себе метапредметный подход к формированию специальных, управленческих и цифровых компетенций обучающихся. Предложена сформированная и апробированная программа курса, рассчитанная не только на студентов вуза, но и на слушателей программ профессиональной пере подготовки и повышения квалификации, а также для мастеров делового администрирования (МВА). Выполнена оценка ключевых рисков внедрения подобного курса в образовательный процесс и объясняется необходимость использования цифровых, электронных образовательных ресурсов данной программы.

Работа выполнена при поддержке Гранта Бла го творительного Фонда Владимира Потанина, проект ID GK 190000642.
В условиях опасной эпидемиологической обстановки, наблюдаемой сегодня во всем мире, статья приобретает дополнительную, особую актуальность при принятии решения осуществления комбинированного образовательного процесса высшего образования.

keywords Цифровая экономика, магистратура, цифровые компетенции, управленческие компетенции, цифровая грамотность, информационное общество, Индустрия 4.0
References

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 г. № 1632-р.
3. Саркисов С. С. Применение проектного менеджмента, инструментариев «бережливого производства» и концепции «шесть сигма» как эффективный комплексный подход при внедрении и развитии «Бизнес-системы предприятия». Инновационное мышление // Материалы международной научно-практической конференции. — Балашиха : ИСЭПИМ, 2016. С. 190–200.
4. Азаров В. Н., Бойцов Б. В., Гудков Ю. И., Майборода В. П. Вызовы эпохи цифровой революции. Новые компетенции // Менеджмент. 2017. № 9-10. С. 46–49.
5. Ширяева К., Базыкин Д. Как цифровалась сталь. Металлурги рисуют путь к цифровой трансформации экономики // Регионы online 2019. URL: http://www.gosrf.ru/news/41011 (дата обращения: 17.01.2020).
6. Шатило Ю. Е., Копкова Е. С. Занятость и безработица в условиях цифровой экономики // Теория. Практика. Инновации. 2017. № 10. С. 66–77.
7. Агеев А. И., Авдеев С. И., Новоточинов А. А., Рыжов В. А., Фадеева Т. И. IBM как зеркало мировой эволюции IT и пришествие второй информационной революции // Экономические стратегии. 2016. № 4. С. 84–105.
8. Новиков Я. Ответственность в системе управления // Экономические стратегии. 2016. № 4. С. 11.
9. Babintsev V. P., Sapryka V. А., Serkina Ya. I., Ushamirskaya G. F. Reform of higher education in Russia: habitus conflict // European Journal of Contemporary Education. 2016. Vol. 17, Iss. 3. P. 284–294. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.284.

10. Lomonosova N. V., Zolkina A. V. Digital learning resources: enhancing efficiency within blended higher education // Novosibirsk state pedagogical University Bulletin. 2018. No. 6. P. 121–137. DOI: 10.15293/2226-3365.1806.08.
11. Электронный образовательный ресурс LMS Canvas для студентов НИТУ «МИСиС». — https://lms.misis.ru/login/ldap.
12. Новости: Проведен семинар «Возможности цифровых технологий» // Институт непрерывного образования НИТУ «МИСиС». — URL: http://inobr.misis.ru/news/perepodgotovkametallovedeniye-i-termicheskaya-obrabotka-metallov/proveden-seminar-vct.
13. Осипова О. П. Качество дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации // Наука и школа. 2016. № 1. С. 82–91.
14. De-Marcos L., Garcia-Lopez E., Garcia-Cabot A. On the effectiveness of game-like and social approaches in learning: comparing educational gaming, gamification & social networking // Computers & Education. 2016. Vol. 95, No. 1. P. 99–113. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.12.008.
15. Young Hoan Cho, Hyoseon Choi, Jiwon Shin, Him Chan Yu, Yoon Kang Kim, Jung Yeon Kim. Review of research on online learning environments in higher education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 2012–2017. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.634.
16. Ломоносова Н. В., Золкин Д. В. Методика создания и внедрения новой магистерской программы в условиях информатизации высшего образования // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2. С. 52–57. DOI: 10.17223/16095944/66/7.
17. Rogers L., Twidle J. A Pedagogical framework for developing innovative science teachers with ICT // Research in Science & Technological Education. 2013. Vol. 31, Iss. 3. P. 227–251. DOI: 10.1080/02635143.2013.833900.

Language of full-text russian
Full content Buy
Back