ArticleName |
Повышение квалификации и переподготовка ремонтного персонала металлургических предприятий — теория и практика реализации |
ArticleAuthorData |
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», Липецк, Россия: А. П. Жильцов, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой металлургического оборудования (МО), эл. почта: kaf-mo@stu.lipetsk.ru
А. В. Бочаров, канд. техн. наук, доцент кафедры МО А. А. Харитоненко, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры МО А. Л. Челядина, старший преподаватель кафедры МО |
Abstract |
Проведен анализ основных направлений по обеспечению повышения квалификации и переподготовки персонала металлургических предприятий. Представлены подходы к данным процессам в России и за рубежом. Ключевыми задачами при реализации данных процессов являются новые компетенции руководителей и персонала. Показана необходимость подготовки персонала на основе объединения выполняемых функций. Приведены примеры взаимодействия и сотрудничества предприятий с профильными учебными заведениями. Проведен анализ форм и методов повышения квалификации и переподготовки в отечественной практике на базе ресурсных и учебных центров, корпоративных университетов. Рассмотрен спектр услуг и задачи корпоративных университетов на примере металлургических предприятий «Северсталь», «Норильский Никель», «НЛМК». Показана актуальность взаимодействия корпоративных университетов и высшей школы. Приведены основные требования по обеспечению положительного направления в формировании мотивации слушателей повышения квалификации и переподготовки. Показана актуальность применения инноваций на основе рационального сочетания современных информационных технологий и модульно-тренинговых форм. Приведены формы трансформации ремонтных служб металлургических предприятий на базе централизации и создания мобильных бригад под руководством «мультифункционального» лидера. Обосновано создание ресурсного центра ЛГТУ на основе современного материально-технического, информационно-методического обеспечения и разработки актуальной тематики повышения квалификации мастеров-механиков. На основе практической апробации на курсах повышения квалификации разработана модульная программа переподготовки мастеров-электриков ремонтной службы ПАО «НЛМК», не имеющих базовой подготовки в области механики, гидравлики, диагностики. Проведен анализ содержания модулей переподготовки и примеры их реализации. Отмечена характерная особенность содержания программы: сочетание теоретического материала в виде электронных презентаций с реальной практической подготовкой в виде тренингов на действующих макетах, учебно-исследовательских стендах, отработкой теоретического материала в виртуальном режиме с использованием современных компьютерных технологий. Программа входит в стратегическую Программу трансформации ремонтных служб ПАО «НЛМК» и является примером реального взаимодействия ресурсного центра кафедры металлургического оборудования ЛГТУ и корпоративного университета ПАО «НЛМК» с перспективой дальнейшего расширения творческих связей. |
References |
1. Чупров В. Б., Плотников А. В. Корпоративная подготовка кадров, техническое регулирование и проблемы качества как перспективное направление системного взаимодействия вузов с компаниями металлургического и топливно-энергетического комплексов // Современная металлургия нового тысячелетия : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. 23–25 ноября 2016 г. — Липецк : Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2016. — 284 с. 2. Мизинова Е. В. Корпоративный учебный центр или университет: предпосылки создания и выбор вида // Управление человеческим потенциалом. 2017. № 1. С. 20–26. 3. Печенкин И. Г., Серпер Н. А. Научно-образовательные центры — эффективная форма интеграции высшей школы, науки и производства // Горный журнал. 2014. № 7. С. 101–105. 4. Афанасьев Д. В. Корпоративный университет «Северсталь» как инструмент развития бизнеса // Материалы конференции ИКФ «Альт» «Управление в России: к новой бизнес-модели», 27–28 ноября 2003 г., Санкт-Петербург. 5. Горбунов К. О. Корпоративный университет «Норильский Никель» — участник масштабных проектов // Горный журнал. 2017. № 8. С. 85–92. 6. Копылов А. Лидеры учат лидеров: как работает корпоративный университет «НЛМК» // Компания НЛМК. 2017. № 2. С. 48–50. URL: http://nlmk.com/ru/media-center/corporate-media/2017 (дата обращения: 31.08.2018). 7. Ахметов М. Р., Хисамеева Л. Р., Низамова А. Х. Развитие ресурсных центров как одно из направлений модернизации профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19468 (дата обращения: 26.03.2018). 8. Жильцов А. П. Повышение уровня профессиональной подготовки кадров машиностроительных и металлургических предприятий на базе ресурсного центра // Проблемы и перспективы развития машиностроения: сб. науч. тр. междунар. науч.-техн. конф., посвященной 60-летию Липецкого государственного технического университета. Ч. 2. 17–18 ноября 2016 г. — Липецк : Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2016. — 356 с. 9. Чернышов Е. А. Повышение качества подготовки кадров металлургической промышленности с использованием новых технологий // Металлург. 2013. № 10. С. 9–11. 10. Шрёдер А., Эхтерхофф В. Формирование экологического сознания в системе технического образования и повышения квалификации // Черные металлы. 2013. № 11. С. 65–68. 11. Рандель Г.-Г., Кёлкер Н. и др. С людьми и для людей // Черные металлы. 2014. № 12. С. 89–90. 12. Брандес Б. Компания Salgitter Flachstahl: программа обеспечения специалистами // Черные металлы. 2017. № 2. С. 70–72. 13. Прохазка С. Дополнительное образование для повышения профессиональной квалификации // Черные металлы. 2018. № 2. С. 79–80. 14. Петрова А. М., Петрова С. А. Организационные аспекты обучения персонала на рабочем месте в современных условиях развития рынка труда // Металлург. 2014. № 11. С. 6–10. 15. Юхименко Т. В. и др. Формирование системы отбора, оценки и подготовки кадрового резерва руководителей на Челябинском металлургическом комбинате // Металлург. 2016. № 4. С. 7–10. 16. Казанцева С. М. Мотивационные типы слушателей программ профессиональной переподготовки // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 19–26. 17. Del Pozo-Fernández A. J. S., Escaño J.-M., Muñoz de la Peña D., Gómez-Estern F. 3D simulator of industrial systems for control education with automated assessment // IFAC Proceedings Volumes. 2013. Vol. 46, Iss. 17. P. 321–326. 18. Riera B., Vigaario B. Virtual systems to train and assist control applications in future factories // IFAC Proceedings Volumes. 2013. Vol. 46, Iss. 15. P. 76–81. 19. Tanaka E. H. et al. Using immersive virtual reality for electrical substation training // ERIC ED562456: International Conference on e-Learning. 2015. Vol. 7. P. 136–140. 20. Feng G., Xiue Z., Lianzheng Z. The Research and Development of Integrated Operation-Maintenance Simulation Training System // Journal of Power and Energy Engineering. 2014. Vol. 2. P. 470–476. 21. Гурская Т. В. и др. Практикоориентированный подход в подготовке инженеров для горнодобывающих предприятий // Горный журнал. 2018. № 2. С. 97–103. 22. Баранова И. А., Путилов А. В. Формирование компетенций и инновационные тренды в дистанционном инженерном обучении // Инженерное образование. 2017. Вып. 22. С. 11–18. 23. Тарасова М. А. Рациональная технологическая ресурсная база в образовательных учреждениях УНПК как фактор повышения качества и эффективности инженерного образования // Инженерное образование. 2013. Вып. 13. С. 96–101. 24. Ланге Э. Все больше предприятий доверяют профессионалам сервиса // Черные металлы. 2014. № 7. С. 65–67. 25. Попов А. В. Реорганизация ремонтной службы // Металлург. 2014. № 9. С. 22–24. 26. Жильцов А. П. Опыт профессиональной подготовки студентов в области металлургических машин и оборудования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26581 (дата обращения: 13.03.2018). |