Journals →  Цветные металлы →  2013 →  #9 →  Back

К 100-летию со дня рождения академика И. Н. Фридляндера
ArticleName Высокопрочные алюминиевые сплавы
ArticleAuthor Антипов В. В., Сенаторова О. Г., Ткаченко Е. А.
ArticleAuthorData

ФГУП ВИАМ, г. Москва, Россия

В. В. Антипов, зам. ген. директора, е-mail: admin@viam.ru
О. Г. Сенаторова, нач. сектора

Е. А. Ткаченко, нач. сектора

Abstract

В статье приведен обзор достижений ФГУП ВИАМ в области высокопрочных сплавов (σв = 500–700 МПа) традиционной системы Al — Zn — Mg — Cu, созданных и освоенных под научным руководством академика И. Н. Фридляндера. Показана важная закономерность изменения комплекса свойств (механических, усталостных и коррозионных) в зависимости от содержания основных легирующих элементов Cu и Zn. Показаны эффективность малых добавок переходных элементов-антирекристаллизаторов, в том числе впервые установленная в мировой практике роль добавки Zr (субструктурное упрочнение, повышение прокаливаемости и пластичности), а также пределы ее содержания для исключения появления избыточных интерметаллидов ZrAl3. Описаны три группы высокопрочных и сверхпрочных алюминиевых сплавов и их применение в летательных аппаратах и атомной технике. К первой группе относятся базовые высокопрочные сплавы типа В95, которые широко используют в современных авиационных конструкциях. В 1970–1980 гг. их свойства (особенно вязкость разрушения и коррозионные свойства) были кардинально улучшены за счет ограничения содержания примесей и введения многоступенчатого старения (Т2, Т3) в соответствии с новой концепцией допускаемого повреждения при проектировании. В настоящее время в авиационных конструкциях (например, для верхней поверхности крыла) осваиваются сверхпрочные (σв = 615 МПа) сплавы типа В96ц-3пч. Более прочный сплав В96ц (σв = 650 МПа) используется для газовых центрифуг в атомной технике. Важную группу составляют высокопрочные ковочные сплавы типа В93 и 1933 с повышенной вязкостью разрушения для внутреннего силового набора (фитингов, лонжеронов и др.).

keywords Высокопрочные сплавы, сверхпрочные сплавы, ковочные сплавы, основные компоненты, малые добавки, применение
References

1. Фридляндер И. Н. Высокопрочные деформируемые алюминиевые сплавы. — М. : Оборонгиз, 1960. — 291 с.
2. Фридляндер И. Н., Сенаторова О. Г., Ткаченко Е. А. Высокопрочные сплавы системы Al – Zn – Mg – Cu // Машиностроение. Энциклопедия. Т. 3. Цветные металлы и сплавы. — М. : Машиностроение, 2001. С. 94–128.
3. Фридляндер И. Н. Воспоминания. О создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов. — М. : Наука, 2005. С. 275.
4. Фридляндер И. Н., Сенаторова О. Г., Ткаченко Е. А., Молостова И. И. Развитие и применение высокопрочных сплавов системы Al – Zn – Mg – Cu для авиакосмической техники // 75 лет ВИАМ. Авиационные материалы и технологии : науч.-техн. сб. — М. : ВИАМ, 2007. С. 155–163.
5. Fridlyander I. N., Senatorova O. G. Development and application of high-strength Al – Zn – Mg – Cu alloys // Proc. of ICAA-5. Grenoble, France, 1996. P. 1813–1818.
6. Tkachenko E. A., Valkov V. J., Baratov V. I., Fridlyander I. N. The Properties and Structure of High-strength Aluminium 1933 Alloy Forgings // Ibid. P. 1819–1823.
7. Семенов А. Е., Корзина Н. С., Соловьева В. В. Интерметаллические соединения в изделиях сплава В96ц // Конструкционные сплавы : сб. № 5. — М. : Металлургия, 1968. С. 225–228.
8. Антипов В. В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии : науч.-техн. сб. — М. : ВИАМ, 2012. С. 157–166.
9. Антипов В. В., Сенаторова О. Г., Ткаченко Е. А., Вахромов Р. О. Алюминиевые деформируемые сплавы // Там же. С. 167–182.
10. Vakhromov R. O., Antipov V. V., Tkachenko E. A. Research and Development of High-strength of Al – Zn – Mg – Cu Alloys // Proc. of ICAA-13. Pittsburg, USA, 2012. P. 1515–1520.

Language of full-text russian
Full content Buy
Back